Щебень — основа успешной реализации строительства и ремонта дорог. В зависимости от его типа и фракции определяется технология возведения дорожного полотна. В том числе:
- Крупная щебенка необходима для обустройства основания;
- Разнофракционный камень применяется для изготовления асфальтобетона;
- Средний щебень используется для установки насыпи под железнодорожные и трамвайные пути;
- Вторичный материал закупают для укрепления обочин, укрепления грунта.
Набор внутренних свойств определяется видом и месторождением материала:
- Гранитный щебень — является одним из самых прочных разновидностей данного сегмента, а также обладает высокой морозостойкостью. Используется для автомобильных дорог с высоким трафиком;
- Известняковый щебень — продукт дробления горных пород осадочного типа. По своим характеристикам он уступает граниту и не применяется на участках с чрезмерной нагрузкой. Известняк будет наиболее предпочтителен для возведения дорог в сельской местности, а также при устройстве подъездных путей и стоянок;
- Гравийный щебень — выступает в качестве альтернативного варианта гранитному камню и обладает более доступной ценой. Его месторождения преимущественно располагаются вблизи рек и озер;
- Вторичный щебень — сырье, получаемое путем сноса и переработки старых бетонных конструкций и сооружений. В процессе производства материал измельчают и делят на фракции. Такой щебень обойдется в несколько раз дешевле остальных, но из-за сниженных характеристик не применяется на основных этапах строительства дорог. Однако, отлично подходит для отсыпки обочин, устройства временных дорог;
Фракция щебня для дороги
При устройстве дороги используется не одна фракция, а сразу несколько:
- 0-5 мм — отсыпка дорожек, установка покрытия на детских и спортивных площадках;
- 5-20 мм — мелкий щебень, необходимый для обустройства дренажных систем, изготовления асфальтобетона;
- 20-40 мм — подходит для полномасштабного строительства ответственных автомагистралей;
- 25-60 мм — строительство ж/д и трамвайных путей ;
- 40-70 мм — необходим при возведении взлетных полос, мостов.
Обустройство дорожного участка кропотливый и сложный процес, требующий грамотных проектировщиков и качественных стройматериалов. Кроме того, немаловажную роль играет и сама форма щебня. Кубовидный камень наиболее предпочтителен для данной сферы, чем применении лещадных зерен. Щебень плоской или игольчатой формы, при укладке образует пустоты, что может привести к полному или частичному износу покрытия.